«Есть такая профессия — онтолог»

Насколько реально скорое вторжение искусственного интеллекта в нашу повседневную жизнь, стоит ли опасаться, что он заменит человека? Об этом в интервью изданию «Волжская коммуна» рассказывает доктор технических наук, заведующий кафедрой «Электронные системы и информационная безопасность» СамГТУ и председатель совета директоров НПК «Разумные решения» Петр Скобелев.

 Решать проблемы здесь и сейчас

Искусственный интеллект (ИИ) на самом деле уже тут, рядом с нами. Наша команда давно и успешно работает, например, над созданием автономной системы, которая сама управляет 500 автомобилями, выполняя по сто заказов одновременно в режиме нон-стоп. Причем моменты возникновения и типы будущих событий, количество заказов и требуемых для них ресурсов заранее неизвестны — с этими вводными наша система должна справляться самостоятельно. Такие механизмы управления ресурсами с каждым днем все более востребованы — мы ведем контракты с такими предприятиями, как «Иркут» (для сборки самолетов МС-21), РКК «Энергия» (по управлению проектами НИОКР), с РЖД (в частности, для оперативного управления движением на маршруте Москва — Санкт-Петербург с диспетчеризацией 700 поездов на интервале в 24 часа) и так далее.
Главная особенность таких систем — автономность и способность к самоорганизации и саморегулированию. Ведь знакомая всем идея об ИИ как «огромном суперкомпьютере», который просчитывает все варианты, уже давно устарела. Будущее — за эмерджентным интеллектом (от английского emergent — «возникающий внезапно»), который возникает только тогда, когда сталкивается с проблемой и мобилизуется для ее решения. Таким системам не нужны гигантские объемы суперкомпьютера, но они способны к внутренней коммуникации и переговорам своих составных элементов при возникновении проблемы, требующей решения.

Есть такая профессия — онтолог

Таким образом, будущее ИИ — не в механическом увеличении объема «сложенных в кучу» знаний, а в выстраивании программ, которые будут моделировать возможные изменения окружающего мира и способы реагировать на них. Все чаще обсуждаются «умные» киберфизические системы, в которых должна жить модель управляемого объекта. Тут можно вспомнить известную игрушку «Тамагочи», в которой виртуальный котенок просит молока, хочет играть с вами и так далее. Например, в качестве таких моделей могут выступать растения, растущие на полях, или спутники, летающие на орбите. При этом такую модель можно «спросить»: что будет дальше? Можно изменить ее параметры и посмотреть на изменения.
В этих условиях потребуется новая фигура — «инженер по знаниям», онтолог. Ведь знания, которые размещены сейчас, к примеру, в Интернете, устроены таким образом, чтобы их находил и обрабатывал человек. А задача онтолога — уметь формализовать знания различных областей (машиностроение, сельское хозяйство, здравоохранение и так далее), строить базы знаний и разрабатывать новые модели, методы и алгоритмы принятия решений для работы ИИ.
База знаний позволяет сделать информацию в том же Интернете доступной для машинной, автоматической обработки, чтобы любая система понимала содержание виртуальных страниц. Надо научить такие системы обрабатывать не цифры, а «смыслы», искать нужные себе сведения и данные не только по ключевым словам или другим простым параметрам, но и понимать эти сведения. От целей переходить к задачам, строить модели ситуаций и вырабатывать планы действий, обрабатывать их и применять в каждом конкретном случае.

Человеку остается творить

Впрочем, не стоит попадаться на удочку авторов дешевых страшилок о том, что «роботы будут делать всю работу, а людей выкинут на улицу». ИИ сейчас и еще очень долго в обозримом будущем не способен заменить человека. Он сможет только дополнить его. При этом из повседневной жизни благодаря ему исчезнет то, что раздражает подавляющее большинство людей — механический труд, рутина, монотонная техническая работа. Беспилотные воздушные аппараты, автомобили, поезда — это уже начинает окружать нас в реальной жизни.
Что же останется человеку? Самое интересное — кто-то ведь должен «учить учиться» искусственный интеллект. Это те самые «инженеры по знаниям». Появится больше возможности заниматься творчеством, созиданием. Но, конечно, сначала изменения разрушат привычный многим уклад жизни. «Пострадают», прежде всего, производственные отношения, именно тут произойдут главные изменения. Но это неизбежно — за ИИ будущее человечества, изменить это уже никто не в состоянии.
Отмечу, что в Самарской области сейчас сложился очень сильный состав IТ-компаний. У нас уже давно работает серьезная научная школа, основы которой заложил директор Института проблем управления сложными системами РАН (и мой учитель) Владимир Виттих. Именно в Самаре мы можем и должны предложить для развивающейся IT-отрасли свои оригинальные идеи и разработки. К тому же большое внимание развитию этой индустрии в регионе уделяют губернатор Дмитрий Азаров и правительство Самарской области.

Источник: «Волжская коммуна», Дмитрий Греков

Автор фото: Андрей Савельев