Борис Зингерман выступил на конференции по телемедицине

 На конференции «Телемедицина: возможности развития в 2019 году» 10 июля профессиональное сообщество обсуждало трудности, которые в идеале могут переродиться в возможности. Помимо законодательных «черных дыр» вспомнили о мифотворческом искусственном интеллекте в медицине, и возможной конкуренции этого интеллекта с дешевой врачебной силой, пишет портал «Фармацевтический вестник».

Хайповая история 

Одним из первых слово взял руководитель Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта Борис Зингерман. Он разочарованно сообщил, что телемедицина как явление так и не смогло умереть, благополучно растворившись в повседневной медицине.

«Этого не случилось, телемедицина выжила и, по-прежнему, является особым направлением,  а потому плохо применима в жизни, — говорит Борис Зингерман, отмечая ряд болевых моментов. – Телемедицина совсем не нужна врачам, поскольку сегодня эту услуга не увеличивает количество врачей и их  свободное время. Скорее, телемедицина отнимает часть времени врача, которое он тратит на традиционную работу. Телемедицина больше нужна руководству медучреждений, которые этот факт до конца не понимают. И она крайне нужна пациентам, которые неизвестно когда ее получат в силу законодательных ограничений и недоработок».

По мнению экспертов, телемедицина образца 2018 года – это хайповая история, также как и искусственный интеллект (ИИ). И если ИИ находится на росте в гартнеровской кривой «хайпа», то телемедицина уже начинает слазить с этой «иглы», хотя до высокой производительности еще далеко.

Также, самообучающиеся программы, под видом искусственного интеллекта, не смогут действовать без врача в силу своей ограниченности. «ИИ перейдет на новый уровень развития, когда поймет, что нужно вызывать доктора для помощи в сложной для себя ситуации», — уверен Борис Зингерман. На сегодняшний день популярные чат-боты достаточно глуповатые при общении с конечным потребителем. Особенно болезненно это ощущается в медицине. В подтверждение этому из зала последовал вопрос, переходящий в крик о помощи:

«Невозможно записаться на прием к врачу в поликлинику, поскольку чат-боты изматывает и не дает проходу, похлеще любой секретарши. Если нужно экстренно попасть к врачу, то шансов почти нет. Боты оградили пациента от прямого контакта с регистратурой и администрацией поликлиники».

Модератор встречи руководитель проекта «Здоровье» Mail.ru Group Евгений Паперный заступился за ботов, сказав, что лучший пример на рынке медицины – это бот «Ева», которая дает рекомендации по гинекологии женщинам, а также развенчивает мифы. Заодно он поинтересовался у Бориса Зингермана: «Не возникнет ли между ИИ и дешевыми врачами в регионах конкуренции за онлайн-консультации пациентов? Перспектива уйти из районной клиники на онлайн-заработки, вооружившись поддержанным ноутбуком, звучит заманчиво». Но г-н Зингерман уверил, что Минздрав позаботился о защите ИИ, запретив коммерческую деятельность врачам без юридической регистрации. «Почти 70% пациентов предпочитает общение онлайн вместо офлайн визитов. Поэтому вполне возможно, что врачи смогли бы конкурировать с ИИ за пациентов в онлайне, — подтвердила гипотезу  о конкуренции главный врач  ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Наталья Мокрышева. —  У нас 80% врачей давно имеет дистанционный контроль над выписанными пациентами-хрониками. Мы давали клятву Гиппократа, поэтому сидим с ними в Ватсапе, Скайпе, контролируем лечение. Все хронические пациенты находятся на постоянной связи».

Искусственные отношения 

И все же, главный вопрос, определяющий будущую картину медуслуг  — это доверие пациента искусственному интеллекту. Кого хочет видеть пациент и доверять свое здоровье. Евгений Паперный уверен, что человечество склонно доверять свое здоровье другом человеку, а не машине. С этим связана и раздача человеческих имен растущим искусственным помощникам в Сети: Алиса, Маруся, Ева. Но Борис Зингерман считает, что пациенту нужен надежный результат, невзирая на лица.

Глава ассоциации еще раз напомнил, что технические проблемы вполне решаемы, но нет законченной юридической базы для развития искусственного интеллектам в медицине.

«Есть ли в Минздраве четко сформулированное определение – что мы понимаем под искусственным интеллектом?», — задал вопрос Борису Зингерману президент АРМИТ Михаил Эльянов.  Глава Ассоциации по ИИ сослался на заявление спецпредставителя по вопросам цифрового и технологического развития  Дмитрия Пескова:

«Искусственный интеллект – это маркетинговое понятие, накрывающее множество идей, сегментов и алгоритмов в области цифровизации».

В оправдание любимого Минздрава г-н Зингерман отметил, что министерство, скорее всего, не занимается  ИИ.

Министерство настолько не ограничивает новые технологии в своем развитие, что даже не стало прописывать место оказания телемедицинской помощи. Так юристы из зала поинтересовались правовым статусом при вступлении в Европейскую телемедицинскую ассоциацию. Ведь лицензирование имеет территориальную привязку. Медицинская операция через телемедицину может размывать ответственность, если один врач был в одной стране, а пациент, который умер в другой. «Знаете, это вопрос из области «Где заканчивается территориальные границы международного кластера «Сколково», — высказался Борис Зингерман. Модератор Евгений Паперный поинтересовался у экспертов, местом оказания помощи пациенту является место врача или пациента при телемедуслуге? «Место не указано», — констатировал Борис Зингерман.

Автор фото: Олег Кирюшкин