Борис Зингерман: «Следующее десятилетие пройдет под флагом «пациентоцентричности»

Ассоциация разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» подводит итоги не только уходящего, 2019 года, но и целого десятилетия. Мы попросили экспертов ответить на вопросы о наиболее значимых для российского здравоохранения событиях и трендах в сфере цифровизации. И первым высказывается генеральный директор Ассоциации, член экспертного совета по ИКТ Минздрава, руководитель направления цифровой медицины компании ИНВИТРО, Борис Зингерман.

— Какие 3-5 событий в уходящем десятилетии (включая и 2019 год) Вы считаете наиболее важными для цифровизации российского здравоохранения?

— Трудно выделить какие-то конкретные «эпохальные» события. Все десятилетие прошло под «флагом» цифровизации здравоохранения  — ведь первая её концепция (в виде приказа Минздрава № 364) вышла в 28 апреля 2011, а обсуждалась еще за год до этого. И всего десять лет назад в Минздраве вообще появился департамент информатизации. Я помню, как за год до этого профессиональное сообщество эмоционально обсуждало, нужен ли такой департамент. Теперь же в Минздраве есть даже заместитель министра по «цифре», а изменение концепции информатизации утверждено не «скромным» приказом Минздрава, а федеральным законом №242ФЗ в 2017 году и постановлением правительства №555 в 2018-м. Из «эпохальных» событий, наверное, стоит отметить именно эти два документа, роль которых еще не до конца осознана.

Но, наверное, важнее другие, может быть, не такие заметные события, из которых складывался повседневный труд  профессионального сообщества. Именно он и сделал информатизацию (или «цифровизацию», как модно говорить сегодня) неотъемлемой частью медицины и здравоохранения.

Итогом этой работы для меня лично стал опрос пациентов, который мы провели осенью 2019 года:

На вопрос «В медорганизациях, в которых Вам приходилось обслуживаться, установлены компьютеры и информационные системы?» — меньше 4% пациентов ответили «нет», а 63% пациентов заявили, что компьютер есть практически у каждого врача!

Но важнее другое. На вопрос  «Ваше отношение к компьютеризации медорганизаций?», где мы ожидали «вал» негатива, всего 11% пациентов ответили «это замедляет или затрудняет работу персонала». Зато 32%- считают, что это повышает эффективность работы медиков. А 57% — выбрали «трезвый ответ» —  «Это иногда замедляет работу персонала, но дает другие выгоды – быстрое получение медицинских документов, упрощение записи к врачу и др.»

Десять лет назад такая картина казалась немыслимой!

Лично для меня 2019 год отмечен еще и тем, что ровно 10 лет назад мы начали наш проект «Мед@рхив» — первый в России независимый ресурс, с помощью которого каждый пациент мог бы собирать свои медицинские документы, вести свою «историю болезни» (или историю здоровья — что правильней!). .К сожалению, в части «цифровизации пациентов» успехов меньше, чем в «цифровизации врачей». Но это следующий шаг! Во всяком случае, в нынешней концепции информатизации установлено, что именно пациент является полноправным «владельцем своих медицинских документов» и должен иметь к ним полный электронный доступ.  А 10 лет назад это вызывало яростные споры.

— Какие тенденции в цифровизации и проникновении искусственного интеллекта, по Вашему мнению, возобладают в следующем десятилетии?

— Думаю следующие 10 лет пройдут под флагом «пациентоцентричности». Будет значительно увеличиваться роль самого пациента в вопросах, связанных с его здоровьем. Привычная патерналистская роль врача начнет все больше заменяться «партнерскими отношениями», и при этом очень большая часть медицины перейдет из очной сферы в сферу дистанционного взаимодействия. Не думаю, что операции повсеместно начнут дистанционно делать роботы, но вот большинство остальных вопросов будет решаться дистанционно. И тут огромную роль сыграют телемедицина и искусственный интеллект. Сама медицина изменится. Недавно в одном американском СМИ прочитал: «Наша система здравоохранения была разработана для более ранней эпохи, когда острые и инфекционные заболевания были самой большой проблемой здравоохранения в стране. Однако сейчас основной проблемой является хронические заболевания. В 2020 году почти половина населения США — будут лечить хронические заболевания, а четверть будут жить более чем с одним! Нам нужна система здравоохранения, которая сможет ежедневно оказывать помощь половине населения страны. Конечно, ИИ не может заменить врачей и медсестер, он может предоставить тип медицинской помощи, необходимый, чтобы помочь людям справляться с хроническими заболеваниями каждый день и получать помощь там, где они находятся — прямо на своих смартфонах, которые они всегда носят с собой.»  Это справедливые и очень важные мысли. Думаю, «объем медицины» в нашей повседневной жизни возрастет настолько, что никаких врачей не хватит! И в «нижнем» массовом слое медицинской помощи станет полем деятельности для искусственного интеллекта (что бы мы сейчас под этим ни понимали), а настоящие врачи будут по прежнему заниматься самыми сложными случаями и медицинскими задачами.

— Какова роль Ассоциации «НБМЗ» в этих процессах, и что еще она может сделать для развития ИИ в медицине?

— Роль Ассоциации — консолидировать, агрегировать и помогать всем, занимающимся ИИ,  «выжить» и добиться тех неожиданных результатов, которые мы будем обсуждать через 10 лет.