Александр Гусев: «Нам не нужна информатизация ради информатизации»

Очередной выпуск подкаста «Циферкаст» Центра подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС был посвящён использованию цифровых технологий в здравоохранении и медицине. Гость выпуска, Александр Гусев, член наблюдательного совета Ассоциации «НБМЗ», программный директор Центра CDTO, рассказывает, почему внедрение новых технологических решений в этой сфере — долгий процесс, как меняется подход к медицинским данным, чем врачам может помочь искусственный интеллект и какую роль в цифровизации здравоохранения играют вопросы безопасности и этики. Вот небольшая выдержка из выступления Александра:
— Мы в России, к сожалению, занимались информатизацией ради информатизации: переходили на электронную карту не для того, чтобы получить какой-то четкий понимаемой нами результат, а просто в силу того, что была самоцель уйти из бумаги в цифру. И поэтому накапливали эту неправильно. И вот сейчас когда мы стали пытаться из этой цифры создавать сервисы, интегрировать искусственный интеллект во врачебное место и т.д., пришло понимание, что с данными что-то не так, их надо было правильно хранить. Примерно два года назад произошел поворот уже в правильную сторону: не просто накопление цифровых данных, но с и с правильным обезличиванием, переходом на правильные справочники и т.п. Думаю, что это тоже процесс небыстрый, но мы по крайней мере начали двигаться в нужном направлении! Цифровизация здравоохранения буквально за последние два-три года очень сильно продвинулась в плане нормативного регулирования. Реализуется второй по счету федеральный проект информатизации: с 11 по 18 год это было создание единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), а с 2019 по 2024 реализуется федеральный проект создания единого цифрового контура. И вот в этом втором проекте уже есть направления, которые связаны не столько с переходом из бумаги в цифру, сколько именно с созданием предпосылок для цифровой трансформации, в том числе для реинжиниринга процессов, для перехода к управлению на основе данных и так далее. То есть здесь, я считаю, что в нашей стране все достаточно прицельно работает.
К примеру, телемедицинским технологиям оказания медицинской помощи уже лет 20, наверное. Тогда почему они не достигли — по крайней мере у нас в стране – массового применения? Почему далеко не каждая клиника их оказывает? Было непонятно.
Что происходит сейчас? Как в поговорке: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Случилась пандемия, и другим способом оказать медицинскую помощь (кроме как удаленно) не получается. И сейчас мы наблюдаем просто всплеск интереса к телемедицинским продуктам. Вдумайтесь: не потому, что только сейчас придумали телемедицину или она «созрела», а потому что наконец врачи и общество оказались готово наконец её применять. И я полагаю, что и после окончания пандемии она останется привычным инструментом.
Наверное, тут уместна аналогия с искусственным интеллектом: когда-то и для него наступит благоприятный момент.
Полная версия: https://cdto.ranepa.ru/tpost/biukogniyt-6-tsifrovoe-zdravoohranenie-s-aleksandro
Также комментарии для выпуска дали:
Игорь Шадёркин, заведующий лабораторией электронного здравоохранения в Институте цифровой медицины Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, автор и лидер проекта EverCare;
Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины в Инвитро, директор ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний».

🎤 Подкаст доступен на платформах:

— Google Podcasts
— Яндекс Музыка
— Apple Podcasts
— VK
— Spreaker