Борис Зингерман: «Через два-три года мы не узнаем наше здравоохранение»

8 июля Агентство ТАСС провело онлайн-конференцию «Телереабилитация: развитие дистанционной помощи пациентам», посвященную вопросам развития российской телемедицины в аспекте реабилитационной помощи детям с тяжелой травмой и ее последствиями. Открыл мероприятие президент Благотворительного фонда содействия в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи детям с тяжелой травмой и ее последствиями Леонид Рошаль.

В свою очередь генеральный директор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман сделал обзор ситуации с телемедицинскими технологиями в России и в мире.

Он констатировал, что медицинское сообщество оказалось не слишком готовым к внедрению телемедицины, и это общемировая проблема. Второй барьер – недружелюбное законодательство. К примеру, до сих пор у нас в стране у врача нет возможности дистанционного установления диагноза и назначения лечения пациентам без предварительного очного осмотра.

В то же время ответом на пандемию в разных странах стали законодательные послабления, способствующие росту телемедицинских консультаций. Например, в США врачам разрешили использовать для этих целей любые информационно-коммуникационные средства, в том числе такие популярные, как зум, скайп, мессенджеры.Не менее важным оказался пункт, что компенсация затрат на лечение дистанционными методами будет паритетна с оказанными очным способом. То есть врачам телемедицинские консультации будут оплачиваться точно так же, как обычные («лицом к лицу»). В апреле-мае количество очных визитов американских пациентов сократилось на 70 %. В нашей стране похожая ситуация.

России важно пройти путь по ослаблению законодательных барьеров для оказания телемедицинской помощи, — считает Борис Зингерман.  И наши законодатели уже вступили на этот путь. В Госдуме рассматривается проект изменения  статей о телемедицинских технологиях при оказании медицинской помощи в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

— Пандемия показала, что телемедицина сегодня нам совершенно необходима. Прежде всего для целей реабилитации, дистанционного ведения и мониторинга онкологических пациентов.

Нам предстоит долгая и непростая дорога, но, полагаю, что благодаря нынешнему толчку через 2-3 года мы не узнаем наше здравоохранение. Простые, рутинные элементы взаимоотношений пациентов с системой здравоохранения уйдут в телемедицинскую сферу. И разработчики выступят в союзе с врачами, чтобы реализовать свои решения на благо пациентов, — отметил Борис Зингерман.