Телемедфорум 2020: как не потерять темп внедрения инноваций в систему здравоохранения

24 сентября в Москве на территории Технопарка прошел Телемедфорум 2020, организованный компаниями Цифровая медицина и EverCare в партнерстве с Фондом «Сколково» и Московским Медицинским Кластером. 70+ спикеров и более 1000 участников собрались на ежегодное обсуждение отраслевых задач. В этот непростой посткарантинный период профессионалы рынка больше всего говорили о практическом применении технологий, их влиянии на методики лечения и реальные судьбы людей. В центре внимания также были нормативные и другие ограничения, которые вопреки целесообразности внедрения информационных технологий во время пандемии тормозят развитие. На открывшем форум пленарном заседании международные и российские эксперты обсудили, учитывая основные риски: незащищенность персональных данных и цифровую незрелость национальных систем здравоохранения.
Пандемия внесла изменения не только в протоколы лечения ОРВИ
За полгода с момента объявления ВОЗ пандемии по COVID-19 резко вырос спрос на телемедицину и другие услуги, в которых используется искусственный интеллект или цифровые устройства. Эксперты отмечают, что произошел кратный рост телемедицинских услуг как в объеме, так и в деньгах. Вырос интерес и к стартапам в этой сфере. Конечно, довольно вялое инвестирование в этот сегмент в России не превратится в одно мгновение в бурлящий поток живых денег, но коллаборации между игроками рынка, живой интерес не только со стороны представителей бизнеса, но и со стороны венчурных фондов, которые активно наращивают компетенции в биотехмеде, говорят о смене настроений. К такому выводу пришли участники секции про инвестиции.
И хорошо, что драйвером этих процессов в отличие от ситуации начала 21 века является не мода или вполне логичный для бизнеса поиск новых ниш. Сегодня медицину принуждают к трансформации чисто практические задачи, например, необходимость оперативно обрабатывать огромные массивы данных со сложными целями: удаленная постановка диагнозов, адаптация методик лечения для разных групп населения и т.д. Поскольку цифровизация прошла уже во многих отраслях, то, казалось бы, вопрос решается сегодня просто: machine learning и накопители данных медицине в помощь. Но жизнь показала, что быстрое внедрение инноваций в сфере здравоохранения практически во всех странах сталкивается с системными препятствиями: нормативными, организационными, кадровыми, административными. И устранение этих препятствий не под силу ни отдельно взятым госпитальным центрам, ни тем более авторам прорывных идей. Налегать приходится всем миром.
Иными словами для заметных изменений в здравоохранении нужны экстра-усилия. Как емко отметил в своем выступлении директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн: «высокий уровень цифровизации, но низкий уровень цифровой зрелости приводит к тому, что мы не можем достаточно эффективно использовать данные: переводить наши наблюдения и исследования в действия». По мнению г-на Селигманна для того, чтобы новые технологии быстрее становились доступными и улучшали в целом локальные системы здравоохранения требуется цифровая адаптация на системном уровне, в основе успешности прохождения этой адаптации лежит 18 факторов из совершенно разных областей: от культурной и профессиональной готовности заинтересованных сторон, до агрегации нужных ресурсов.
Похоже видят ситуацию не только во Всемирном банке. Так вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем подчеркнул важность сотрудничества различных структур при цифровизации здравоохранения и предложил ВОЗ наладить взаимодействие между организациями с целью продвижения российских инновационных разработок, часть из которых уже доказала свою значимость внутри страны. Мелита Вуйнович, представитель Всемирной организации здравоохранения в России, отметила, что ВОЗ работает в основном с национальными государственными структурами, но она с интересом обсудит инициативу Фонда «Сколково» в рабочем порядке. На данный момент форма этих рабочих контактов не принципиальна, важно то, что научные, медицинские, технологические решения независимо от национальной принадлежности получат новые коммуникационные возможности, интерес со стороны коллег и потенциальных инвесторов.
Очевидно, что пандемия влияет не только на ускорение процессов внутри региональных систем здравоохранения, но и на международном уровне – открытость и сотрудничество правительственных, межправительственных структур и институтов развития необходимы для транзита инноваций в ежедневную клиническую практику.
Свежий взгляд на старые проблемы
Пленарное заседание, проходившее в уже привычном дистанционном формате, позволило пяти ведущим экспертам в своих областях (Минздрав РФ, ВОЗ, Всемирный банк, Национальная ассоциация заслуженных врачей, Фонд Сколково) быстро обменяться последними данными о том, как страны преодолевают различные, в том числе и нормативные препятствия, которые стоят на пути проникновения информационных технологий в здравоохранение.
Некоторыми из них, например, кадровыми занимаются многие: от медицинских ВУЗов до Всемирной организации здравоохранения. При этом представитель ВОЗ г-жа Вуйнович считает необходимым влиять на образовательные процессы, которые сегодня не закрывают потребности современных клиник и госпиталей в специалистах, способных использовать цифровые решения в лечении пациентов. «Наш приоритет – своевременно изменять систему обучения в соответствии с новыми технологиями и методиками, иначе мы учим врачей технологиям 20- летней давности», заявила Вуйнович. Конечно, подготовка кадров зависит не только от недостатков высшего образования, которое не поспевает за развитием технологий, в первую очередь это очень непростая задача адаптации лечащих врачей, части которых непросто перестраиваться и в силу возрастных ограничений, о чем рассказал на пленарном заседании президент Национальной ассоциации заслуженных врачей Виктор Егоров. По его мнению большинство из них ценные специалисты, а поскольку развитие ИИ не ставит перед собой целью замены людей на софт, то в первую очередь нужно развивать те решения СППВР, которые помогают врачам снижать риски постановки неправильных диагнозов/назначений в ежедневном формате. Роль Минздрава во внедрении таких решений, по мнению Егорова, достаточно высока, так как протестированные и рекомендованные регулятором решения могут снизить настороженность врачей и ускорить распространение полезных практик.
Директор департамента цифрового развития Минздрава РФ Олия Артемова тоже отметила настороженность врачей, особенно ведущих внештатных специалистов при Минздраве, с которой они относятся к идее либерализации телемедицины. По ее словам, высокая ответственность за жизнь и здоровье человека останавливает многих от бездумного применения многочисленных новшеств. Но самоцели – остановить прогресс – очевидно, ни у кого нет, поэтому регулятор пошел навстречу рыночным инициативам. Олия Артемова рассказала участникам форума об эксперименте, который стартует 1 октября и продлится больше года, его детали будут прописаны в специальном постановлении правительства об особом экспериментальном правовом режиме в нескольких российских регионах при взаимодействие медиков и пациентов с использованием портала Госуслуг. Пилотные проекты проводятся совместно с Минкомсвязи и в них оговорена возможность добровольного участия субъектов РФ.
Созданная при Минздраве рабочая группа с привлечением медорганизаций, разработчиков, специалистов Росздравнадзора займется системной работой по интеграции существующих на рынке решений в реальный лечебный процесс и изменением порядка оказания медицинской помощи по ряду болезней неинфекционного характера, например обсуждается возможность смягчения требований по оказанию дистанционных услуг из специальных телемедицинских кабинетов в ЛПУ. Но только после окончания экспериментального этапа и проведения анализа его результатов станет возможным, по мнению Олии Артемовой, масштабирование отдельных успешных практик на всю страну. Таким образом, ключевые изменения российского законодательства, например ограничения на дистанционное диагностирование, откладывается как минимум на год, но зато взамен участникам рынка предлагается в боевом режиме доказать, что пользы от применения цифровых инструментов намного больше, чем возможного ущерба.