Борис Зингерман о приказе об ЭДО: «Нельзя принести пользы больше, чем люди способны выдержать»

В профессиональной среде продолжается обсуждение приказа Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов”. Свой взгляд подробно изложил и руководитель Ассоциации «НБМЗ» Борис Зингерман:

— У этого приказа – длинная история, и она позволяет лучше понять его содержание. Требование выпустить такой приказ было определено еще при принятии основополагающего закона № 323-ФЗ «Об охране здоровья в РФ» в 2011 году. В течение 10 лет это требование не выполнялось, хотя именно эти 10 лет и были годами самой бурной цифровизации здравоохранения. При этом у профессионалов утвердилось мнение, что именно неопределенность правового статуса электронного медицинского документа является главным тормозом цифровизации. Поскольку электронный документ не имеет законного статуса, то любой документ приходилось распечатывать и только эта бумажная копия являлась ДОКУМЕНТОМ. Причем именно эта проблема (а не недостаток финансирования) отмечалась профессионалами как главный тормоз цифровизации — опрос АРМИТ и Нацмедпалаты в 2016 году, а также опрос АРМИТ и Компании «МИР» в 2019 году.

Сразу оговорюсь, что эту возможность – не распечатывать каждый документ – новый приказ №947н дает.

Думаю, что за прошедшие 10 лет этот приказ просто некому было написать. И вот летом 2019 появился вариант приказа, который большинством профессионалов был оценен как «пустой и формальный», фактически не решающий никаких задач. Для его обсуждения было собрано несколько «шумных» совещаний, но история быстро заглохла. И, наконец, в конце апреля 2020 года Центр компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения (и его новый руководитель Михаил Левин) собрал рабочую группу для доработки этого приказа. В группу входили многие известные эксперты, и, невзирая на встречи онлайн, споры были очень жаркие. Причем эксперты часто высказывали противоречащие друг другу позиции. Сразу оговорюсь, что многие мои, в частности, предложения так и не были приняты (что может быть и неплохо). К концу июня рабочая группа выдала вариант документа, который потом долго согласовывался в правовом департаменте Минздрава (уже без участия экспертов), а затем 4 месяца проходил регистрацию в Минюсте. Насколько я понимаю, именно тогда появилась яростно критикуемая всеми фраза о том, что пациент может простым заявлением потребовать, чтобы его медицинские документы обязательно дублировались на бумаге. Думаю, это требование отражает общую тенденцию нашего законодательства, выражающую заботу об «анти-электронных» слоях населения.

В процессе регистрации некоторые формулировки были немного изменены, а некоторые чересчур конкретные положения исчезли. И, может, это и хорошо, поскольку текст приказа дает значительную свободу в применении определенных положений. И это гораздо лучше, чем включить четкие, но трудновыполнимые требования. Во многих вопросах все будет решать правоприменительная практика, но пока приказ дает возможность отстроить ее максимально эффективным способом.

На мой взгляд, к приказу применима знаменитая фраза канцлера германской империи Отто фон Бисмарка: «Политика есть искусство возможного», а также Томаса Джефферсона, президент США: «Не пытайся сделать добра больше, чем люди способны выдержать». Думаю, приказ № 947н эту грань не переходит. Это на редкость демократичный приказ!

Для меня самого эта мысль была весьма неожиданным результатом чтения документа. Приказ не заставляет, а дает возможность организовать электронный документооборот!

Приказ дает возможность организовать безбумажный документооборот для тех документов и в тех элементах бизнес-процессов, где медорганизации это удобно и эффективно! Приказ не обязывает переходить к ЭДО. Медорганизация сама решает какие виды документов перевести в ЭДО, а какие удобнее оставить в бумаге. Считаю это крайне важным в нынешней ситуации смешанного электронно-бумажного документооборота. Ни одна медорганизация не может перейти от бумаги к цифре в один шаг. И приказ позволяет самостоятельно выбрать порядок и маршрут перехода к цифре.

Как выдать электронный документ пациенту

Это один из ключевых вопросов, который встает при переходе на электронный документооборот.  Приведенные два приказа, на мой взгляд, определяют 5 вариантов. Некоторые (те, что проще) будут преобладать прямо сейчас. Другие начнут доминировать со временем. Перечислю их в порядке простоты внедрения:

  1. Бумажная копия – распечатанная и заверенная – выдается в руки пациенту (при этом распечатка производится в тот момент и лишь тех документов, которые запросил пациент).
  2. Отправка по электронной почте или через мессенджеры. Очень простой и востребованный пациентами способ. Его обсуждают за «слабую защищенность», но если пациент сам изъявил свою волю на такой способ доставки, то нет повода ему отказывать.
  3. Личный кабинет пациента на сайте медорганизации. При этом логин и пароль пациент должен получить после личной идентификации, выполненной по правилам, установленным медицинской организацией.
  4. Личный кабинет пациента на региональном портале. Недавно о запуске такого сервиса в рамках системы ЕМИАС заявила Москва. Аналогичные решения есть и в Петербурге и других регионах, однако, пока еще не все типы документов можно получить на региональном портале.
  5. Личный кабинет «Мое здоровье» на ЕПГУ. Это, видимо, в перспективе будет самым востребованным способом, но когда эта перспектива наступит– пока не ясно. Под этот способ в приказе №947н определен раздел, требующий регистрацию медицинского документа в РЭМД. Однако это, видимо, дело будущего.

Полный текст комментария здесь.