В работе «умной больницы» в Мурманске помогает искусственный интеллект

Мурманская областная клиническая больница имени Баяндина стремится быть первопроходцем в области цифровизации медицинской помощи.  Подводя итоги 2019 года, главврач больницы Александра Будова отметила, что одним из приоритетных проектов для учреждения стало создание единого цифрового контура.

— Сейчас наши врачи на своем рабочем месте, открывая электронную историю болезни, получили возможность ознакомиться со всеми случаями обращений пациента во все медицинские учреждения области. Данные выгружаются в течение 10 секунд. Больному не надо теперь ходить с кучей бумаг. Лечащий врач может изучить всю историю медицинских обращений. Это очень удобно и очень правильно.

Александра Будова

Для пациентов внедряется сервис «Личный кабинет», который уже прошел пилотную стадию. Предполагается, что будут оцифрованы данные всех пациентов больницы, а это более 30 тысяч в год. При этом кабинет будет интегрирован как с региональными, так и с  федеральными сервисами.

В консультативно-диагностическом центре с 2020 года введена новая система роботизированного отзвона. Он помогает более четко организовать прием пациентов, наладить с ними обратную связь, избежать простоя высокотехнологичной аппаратуры, снять нагрузку со специалистов колл-центра.

— Мы можем пригласить следующего по очереди человека, — рассказывает Александра Будова, — чтобы он смог реализовать возможность получить медицинскую помощь, и параллельно вечером после обеда мы запускаем анкетирование роботом по семи параметрам тех пациентов, которые уже пришли к нам на визит. Спрашиваем, все ли вам понравилось, долго ли вы ждали. Это наш серьезный и действенный шаг к реализации новой модели медицинской организации, которая касается нашего консультативно-диагностического центра.

Большие перспективы и у пилота цифрового контура обмена данными лабораторных исследований.  Как это работает? Пациент приходит в поликлинику, сдает кровь на анализ. Все данные в электронном виде пропускаются через анализатор, который расположен в централизованной лаборатории. И дальше результаты «встраиваются» в электронную карту пациента. То есть бумажный вид становится необязательным. Это удобнее и быстрее.

В прошлом году сделан первый шаг и во внедрении в больнице системы QR-кодов. Посетитель, сканировав QR-код в свой смартфон, попадет на веб-страницу того отделения, где находится, и получает базовую информацию: как зовут заведующего, как выглядит лечащий врач и т.п. Есть идея на основе этого разработать систему навигации с привязкой к картам. Ведь территория больницы в 67 тысяч кв. м. – это целый город (не зря же издавна этот район мурманчане зовут «больничный городок»), и в нем нужно научиться ориентироваться.

— Для нас очень важно вхождение в программу мамографического скрининга, — говорит Александра Будова, — После замены всех маммографов на цифровые, нужно было объединить их в одну сеть, и мы это сделали.  Успешно наладили систему тройного скрининга.  Однако новые технологии предъявляют нам и новые вызовы. Насущно встает вопрос о том, как использовать искусственный интеллект, чтоб анализировать большой массив данных. Сотрудничество с разработчиками должно существенно улучшить раннее выявление рака молочной железы.

И здесь на помощь приходит ряд программных продуктов от участников Ассоциации разработчиков и пользователей систем искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний». По маммографии работают эксперты компании «Интеллоджик» с продуктом Botkin AI. Также полным ходом идет сотрудничество по продуктам Webiomed (готовится запуск программы по профилактике ССЗ) и Sapia (в рамках сотрудничества организовано 4 рабочих места хирургов больницы).

Таким образом, сочетание большого опыта специалистов и новых технологий в самой северной областной больнице дает возможность не на словах, а на реальных делах осуществить девиз этого учреждения: «Мы помогаем даже тогда, когда другие сдаются!».