«Медвестник»: не хватает данных

На страницах «Медвестника» эксперты «НБМЗ» Борис Зингерман и Александр Гусев рассказали о том, почему не нужно бояться «электронных песочниц» и в чем причина малого количества проектов искусственного интеллекта в российской медицине:

«Одно из основных препятствий, которое сегодня стоит на пути разработчиков, — отсутствие доступа к данным пациентов. Без них обучать искусственный интеллект не на чем.

Поэтому самый ожидаемый закон касается именно предоставления разработчикам возможности использовать деперсонифицированные (анонимные) базы данных. Текст проекта былопубликован Минэкономразвития,уже прошел общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу. «Изъятие некоторых правовых норм в рамках пилота не будет означать снижения уровня безопасности для пациентов или раскрытия медицинской тайны, — рассказал «МВ» генеральный директор Ассоциации «Национальная база медицинских знаний» («НБМЗ») Борис Зингерман. — Просто внутри «песочницы» будут отрабатываться и пилотироваться новые подходы защиты, построенные не на формальных, а на практических мерах безопасности для пациентов».

Такие меры будут вырабатываться для каждого проекта на основе анализа конкретных рисков, связанных именно с ним. В этом и состоит задача «песочницы» как организационной структуры, резюмирует Зингерман. Недостаточно денег Второй барьер — отсутствие финансирования. Сегодня использование ИИ, за редким исключением, не погружено в программу ОМС. При этом создание такого продукта — удовольствие не из дешевых. «Мало того что существуют ограничения на сбор данных, качественных российских дата-сетов, как минимум в медицине, практически нет, — отмечает член наблюдательного совета «НБМЗ», директор по развитию бизнеса Webiomed Александр Гусев. — Есть требования по клиническим испытаниям и регистрации программного обеспечения как медицинского изделия — это тоже дорого и долго». Для стартапа же важно быстро проверять бизнес-гипотезы до вывода продуктов на рынок, а не после. Наконец, сегодня фактически отсутствует госзаказ и возможность оплачивать ИИ-продукты как сервис через ОМС — а значит, рынка ИИ для медицины еще нет, полагает Гусев».

Полный текст публикации читайте в №3 газеты «Медицинский вестник»