Как КОВИД ударил по рынку коммерческой медицины в России

Объем рынка коммерческой медицины в России в 2020 году вырос до 811 млрд рублей, подсчитали аналитики PwC, а уже к 2025 году он превысит триллион рублей. Но при позитивном сценарии, когда рынок будет расти на 9,6% в год. При негативном сценарии рынок тоже будет расти, но заметно уступая инфляции, увеличиваясь примерно на 1,3% в год. Тенденции анализирует «Российская газета».

Как рассказал «РГ» исполнительный директор PwC, отвечающий за сектор здравоохранения, Владимир Гераскин, неоднозначное влияние на развитие рынка коммерческой медицины оказала пандемия. С одной стороны, затраты россиян выросли в среднем на 6,4%, а среднее количество приемов у врачей увеличилось на 2,6%. С другой стороны, самих потребителей платных услуг больше не стало. Сегодня за лечением в частные клиники регулярно обращается примерно каждый четвертый россиян, то есть в среднем число постоянных пациентов коммерческой медицины, как и до пандемии, составляет 39 млн человек.

По словам медицинского директора сети клиник МЕДСИ Татьяны Шаповаленко, спрос упал на плановую помощь — стационарную и амбулаторную, особенно детскую. С другой стороны, вырос объем услуг, предоставляемых в лабораториях, в частности — ПЦР-тесты и лучевая диагностика.

Платные медуслуги за 2020 год подорожали на 7,6%, по данным PwC. Сами доходы медорганизаций упали. «В начале пандемии наши доходы снизились примерно на 20%, — рассказала главврач сети офтальмологических клиник доктора Шиловой, эксперт Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Шилова. — Пациентов стало меньше, особо ощутимо в возрасте за 65 лет — почти в два раза».

Борис Зингерман, руководитель Ассоциации «НБМЗ», сообщил:

— Нужно понимать реальные пропорции: в России 85% услуг в здравоохранении приходится на государственные лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и лишь 15% — на коммерческий сектор. Падение платежеспособного спроса и экономический кризис из-за пандемии уменьшают кормовую базу частной медицины. В коммерческий медицине объем  услуг снизился весной почти до нуля. К осени многим удалось вернуться к прежним объемам, но почти у всех возросла себестоимость (за счет высокой стоимости противоэпидемических мероприятий).

Замедление темпов роста в бизнесе уменьшает прибыль страховых компаний в сегменте ДМС, и, если так пойдет, скоро помножит ДМС на ноль как бизнес-модель. К позитивным факторам можно отнести следующие. Во-первых, отложенный из-за КОВИД спрос на плановые медицинские услуги вызывает увеличение потока пациентов. Во-вторых, происходит временный переток спроса в частную медицину из государственной в связи со снижением количества и качества медпомощи из-за КОВИДа (перепрофилирование больниц, заболевания врачей, боязнь заражения в поликлинике и т.д.). И наконец, закрытие границ привело к практически полной остановке выездного медицинского туризма у значительной части платежеспособного сегмента пациентов, хотя из них большая часть имеет несколько гражданств и использует частную бизнес-авиацию в случае необходимости в медпомощи за рубежом. Вероятно, позитивные факторы не дадут в ближайшее время частной медицине погибнуть, но стабилизируют спрос и предложения на уровне цен ниже текущего.