В профессиональной среде продолжается обсуждение приказа Министерства здравоохранения РФ от 7 сентября 2020 г. N 947н “Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов”. Свой взгляд подробно изложил и руководитель Ассоциации «НБМЗ» Борис Зингерман:
— У этого приказа – длинная история, и она позволяет лучше понять его содержание. Требование выпустить такой приказ было определено еще при принятии основополагающего закона № 323-ФЗ «Об охране здоровья в РФ» в 2011 году. В течение 10 лет это требование не выполнялось, хотя именно эти 10 лет и были годами самой бурной цифровизации здравоохранения. При этом у профессионалов утвердилось мнение, что именно неопределенность правового статуса электронного медицинского документа является главным тормозом цифровизации. Поскольку электронный документ не имеет законного статуса, то любой документ приходилось распечатывать и только эта бумажная копия являлась ДОКУМЕНТОМ. Причем именно эта проблема (а не недостаток финансирования) отмечалась профессионалами как главный тормоз цифровизации — опрос АРМИТ и Нацмедпалаты в 2016 году, а также опрос АРМИТ и Компании «МИР» в 2019 году.
Сразу оговорюсь, что эту возможность – не распечатывать каждый документ – новый приказ №947н дает.
Думаю, что за прошедшие 10 лет этот приказ просто некому было написать. И вот летом 2019 появился вариант приказа, который большинством профессионалов был оценен как «пустой и формальный», фактически не решающий никаких задач. Для его обсуждения было собрано несколько «шумных» совещаний, но история быстро заглохла. И, наконец, в конце апреля 2020 года Центр компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения (и его новый руководитель Михаил Левин) собрал рабочую группу для доработки этого приказа. В группу входили многие известные эксперты, и, невзирая на встречи онлайн, споры были очень жаркие. Причем эксперты часто высказывали противоречащие друг другу позиции. Сразу оговорюсь, что многие мои, в частности, предложения так и не были приняты (что может быть и неплохо). К концу июня рабочая группа выдала вариант документа, который потом долго согласовывался в правовом департаменте Минздрава (уже без участия экспертов), а затем 4 месяца проходил регистрацию в Минюсте. Насколько я понимаю, именно тогда появилась яростно критикуемая всеми фраза о том, что пациент может простым заявлением потребовать, чтобы его медицинские документы обязательно дублировались на бумаге. Думаю, это требование отражает общую тенденцию нашего законодательства, выражающую заботу об «анти-электронных» слоях населения.
В процессе регистрации некоторые формулировки были немного изменены, а некоторые чересчур конкретные положения исчезли. И, может, это и хорошо, поскольку текст приказа дает значительную свободу в применении определенных положений. И это гораздо лучше, чем включить четкие, но трудновыполнимые требования. Во многих вопросах все будет решать правоприменительная практика, но пока приказ дает возможность отстроить ее максимально эффективным способом.
На мой взгляд, к приказу применима знаменитая фраза канцлера германской империи Отто фон Бисмарка: «Политика есть искусство возможного», а также Томаса Джефферсона, президент США: «Не пытайся сделать добра больше, чем люди способны выдержать». Думаю, приказ № 947н эту грань не переходит. Это на редкость демократичный приказ!
Для меня самого эта мысль была весьма неожиданным результатом чтения документа. Приказ не заставляет, а дает возможность организовать электронный документооборот!
Приказ дает возможность организовать безбумажный документооборот для тех документов и в тех элементах бизнес-процессов, где медорганизации это удобно и эффективно! Приказ не обязывает переходить к ЭДО. Медорганизация сама решает какие виды документов перевести в ЭДО, а какие удобнее оставить в бумаге. Считаю это крайне важным в нынешней ситуации смешанного электронно-бумажного документооборота. Ни одна медорганизация не может перейти от бумаги к цифре в один шаг. И приказ позволяет самостоятельно выбрать порядок и маршрут перехода к цифре.
Как выдать электронный документ пациенту
Это один из ключевых вопросов, который встает при переходе на электронный документооборот. Приведенные два приказа, на мой взгляд, определяют 5 вариантов. Некоторые (те, что проще) будут преобладать прямо сейчас. Другие начнут доминировать со временем. Перечислю их в порядке простоты внедрения:
- Бумажная копия – распечатанная и заверенная – выдается в руки пациенту (при этом распечатка производится в тот момент и лишь тех документов, которые запросил пациент).
- Отправка по электронной почте или через мессенджеры. Очень простой и востребованный пациентами способ. Его обсуждают за «слабую защищенность», но если пациент сам изъявил свою волю на такой способ доставки, то нет повода ему отказывать.
- Личный кабинет пациента на сайте медорганизации. При этом логин и пароль пациент должен получить после личной идентификации, выполненной по правилам, установленным медицинской организацией.
- Личный кабинет пациента на региональном портале. Недавно о запуске такого сервиса в рамках системы ЕМИАС заявила Москва. Аналогичные решения есть и в Петербурге и других регионах, однако, пока еще не все типы документов можно получить на региональном портале.
- Личный кабинет «Мое здоровье» на ЕПГУ. Это, видимо, в перспективе будет самым востребованным способом, но когда эта перспектива наступит– пока не ясно. Под этот способ в приказе №947н определен раздел, требующий регистрацию медицинского документа в РЭМД. Однако это, видимо, дело будущего.
Полный текст комментария здесь.