Александр Гусев принял участие в подготовке доклада об этических рисках цифровизации

Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС подвел результаты опроса ответственных за внедрение цифровых технологий в органах государственной власти. Более 60% респондентов отметили, что наибольший риск утечки персональных данных представляет нецелевое использование данных в сервисах реестрового типа (цифровой профиль) и платформах для сбора биометрических данных. Более половины опрошенных также отметили риски, связанные с оборотом персональных данных в государственных сервисах в сфере занятости (например, электронная трудовая книжка) и финансовой сфере (51%), а также в результате массового распространения видеонаблюдения (54%). 37,5% участников исследования сообщили о возможных рисках утечки персональных данных в сфере здравоохранения и страхования. Таким образом нарушение оборота персональных данных становится ключевой этической проблемой при создании и использовании цифровых сервисов и ставит новые задачи перед IT-разработчиками и руководителями цифровой трансформации в сфере госуправления.

Результаты опроса ответственных за цифровую трансформацию вошли в состав нового аналитического доклада «Этика и «цифра»: от проблем к решениям» Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Эсперты подняли темы неприкосновенности частной жизни в условиях острой фазы пандемии, цифрового неравенства граждан и цифровой дискриминации в результате предвзятости алгоритмов искусственного интеллекта. Член Набсовета Ассоциации «НБМЗ» Александр Гусев вместе с коллегами осветил проблемы доверия к продуктам цифрового здравоохранения и этических аспектах их продвижения и применения.

Авторы доклада отмечают три ключевых фактора, определяющих значимость этики для цифровой трансформации государства. Во-первых, создание цифровых услуг меняет принципы взаимоотношений между государством и гражданином. Во-вторых, рост ответственности тех, кто создает и внедряет IT-решения. В-третьих, внедрение новых технологий с высоким потенциалом, но не до конца проясненными этическими и социальными рисками. «Идеальных решений не бывает, но в каждом случае важно понимать, кто проиграет, а кто выиграет, уметь обосновать логику решения, иметь ответы на острые вопросы граждан», − комментирует выбранную тему Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

Этические риски «цифры» для государства рассматриваются также через призму доверия граждан к технологическим инициативам органов власти. Эксперты назвали основные причины потери доверия: утечка данных граждан из государственных информационных систем, невысокий уровень информационной безопасности, необоснованно длительное хранение данных, сбои в работе цифровых услуг.

Владислав Федулов, заместитель министра экономического развития РФ, подчеркивает: «Недоверие граждан связано с отсутствием мощных систем защиты данных во многих организациях. Люди боятся взлома и поэтому не хотят заводить электронные трудовые книжки, водительские удостоверения, паспорта, не говоря уже о медицинских услугах, оказываемых с помощью искусственного интеллекта. Акцент в укреплении доверия граждан к цифровизации необходимо сделать на защите данных и на прозрачности».

Среди инструментов повышения доверия граждан к цифровых сервисам эксперты назвали совершенствование законов и самоаудит власти, взаимодействие с бизнесом и общественными организациями при разработке и запуске цифровых сервисов, которые собирают и хранят персональные данные граждан. Как отмечают эксперты, в России пока не создан институт, который мог бы точно выявлять и предпочтения граждан.

«В бизнесе, когда клиент дает негативную обратную связь, пилотный проект либо сворачивается, либо кардинально модернизируется. А наше госуправление в силу своей модели обречено на то, чтобы 99,9% проектов признавались успешными – по критерию соответствия формальным ТЗ, независимо от того, удовлетворены ли граждане, ради которых решение было воплощено в жизнь. В сущности, нет пространства для экспериментов и «права на ошибку», — отметил эксперт доклада, директор по развитию цифрового бизнеса группы «Интерфакс» Олег Полетаев.

Поэтому решением могут стать тестирование инновационных технологий, развитие проактивных госуслуг, когда меры социальной поддержки будут предоставляться в электронном виде без заявлений и подтверждающих документов, изучение пользовательского опыта и внедрение риск-ориентированного подхода и инструментов кризисных коммуникаций при разработке новых цифровых сервисов.