2021-й: год регулирования цифровой среды

Юристы уверены, что в этом году законодательный «цифровой марафон» выйдет на новый уровень — своего рассмотрения в Госдуме ожидают десятки законопроектов. Все это часть работы над проектом «Нормативное регулирование цифровой среды». Осталось еще четыре года, чтобы не только узаконить роботов, но и привести коммуникации между гражданином и государственной системой в соответствие с технологическими возможностями.

В своем материале TelecomDaily рассмотрел основные векторы законодательного развития в РФ: переход к электронному взаимодействию на всех уровнях, создание условий для инноваций и развитие отечественных технологий.

Государство — это я

2019-2021 годы стали периодом непрерывного законодательного регулирования телекоммуникационной и медиаотраслей. Разумеется, процесс этот постоянный, но сейчас речь идет не только о новых инициативах (в ряде направлений законодательная база только формируется — автономный транспорт, криптовалюта, Big Data, искусственный интеллект), но и о необходимости перевести в цифру огромный государственный оффлайн-аппарат.

Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», как часть  программы «Цифровая экономика РФ», рассчитан на период с 2018 по 2024 годы. Он предусматривает разноплановую работу — от регулирования правоотношений в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта, создания регуляторных песочниц, обоснования краудфандинга и инновационных финансовых инструментов до дистанционного участия в судебном заседании, развития инструментов электронного нотариата, возможности удаленного участия в судебном заседании, досудебного урегулирования споров через интернет, удаленного обмена данными между судами, банками, многофункциональными центрами и другими участниками единой электронной системы.

По мнению представителей юридического сообщества, следующими шагами в этом направлении уже в этом году станет внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также принятие нового Кодекса об административных правонарушениях — именно там будут прописаны новые принципы взаимодействия между ведомствами (внутри госаппарата), между гражданином и ведомством, между гражданином и юрлицом.

Изменения в этом направлении идут не слишком стремительно, однако процесс движется. Так, в конце июня пленум Верховного Суда РФ принял постановление о досудебном урегулировании споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства — теперь это возможно сделать в мессенджерах и по электронной почте, если конфликт касается сферы онлайн-покупок.

Доказательствами правоты той или иной стороны смогут являться заверенные скриншоты с указанием адреса интернет-страницы, а также точного времени получения скрина.

Право на эксперимент

В прошлом году был принят закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», или так называемых регуляторных песочницах, разработанный Минэкономразвития совместно с бизнес-сообществом. Он направлен на создание правовых условий для ускоренного появления и внедрения новых цифровых продуктов и услуг, поясняют эксперты, опрошенные изданием «Телеспутник».

Среди главных рисков «регуляторных песочниц» они называют возможность утечки данных конечных потребителей. Однако в ведомстве утверждают, что если субъект ЭПР нарушает условия программы, создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, то государство вправе исключить его из ЭПР.

«Мы постарались принять максимально взвешенное решение как с точки зрения того, чтобы могла развиваться и применяться технология, так и с точки зрения того, чтобы все законные права граждан были соблюдены», — объясняет заместитель министра экономического развития РФ Владислав Федулов.

В марте 2021-го правительство РФ представило первые семь проектов, которые будут участвовать в эксперименте: оказание медицинской помощи с применением телемедицины (участник — компания МТС); дистанционное заключение договоров об оказании услуг связи (МТС); коммерческое использование беспилотного наземного транспорта — высокоавтоматизированных транспортных средств («Яндекс»); сервис грузовых перевозок с использованием беспилотных летательных аппаратов, обеспечивающих доставку грузов от 0,1 кг до 500 кг (Фонд перспективных исследований); внедрение систем для поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта (ассоциация «Национальная база медицинских знаний»); сервис для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест для деятельности на базе больших данных (Ассоциация больших данных); исследование рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из электронных медицинских карт (Data Matrix).

При этом регулятор по-прежнему настаивает — приоритет на внедрение остается за российскими продуктам. Законодательство требует постепенного перехода на отечественное оборудование, особенно в госструктурах и подведомственных учреждениях, которые являются объектом критической инфраструктуры. Этот же принцип распространяется на хранение личных данных граждан операторами и интернет-компаниями.

Под системами отечественного производства подразумеваются бизнес-приложения, операционные системы (ОС) разных видов, как пользовательские, так и серверные, файловые системы. Однако компании часто находят отговорки, поясняя невозможность использования отечественного оборудования плохой связностью с другими установленными системами.

«С законодательной точки зрения недостаточно проработаны правила закупки или замещения отечественных программных продуктов, большой проблемой при участии в тендерах становится то, что многие требуют раскрытие исходного кода ПО и передачу исключительного права на него непосредственно в компанию», — рассказывает генеральный директор «Форсайта» Владимир Комов.

«Одна из проблем, с которой часто сталкиваемся, попытка заказчика получить обоснование на отсрочку или невозможность применения законодательного акта, — рассказывает технический директор компании «Яхонт» Евгений Владимирский. — В тех ситуациях, когда работа идет четко по регламенту, в соответствии с нормативным актом, внедрение происходит по срокам контракта, продукт быстро доказывает свою эффективность. Когда же сталкиваемся с бюрократической волокитой, то это приводит к нарушению производственной цепочки».

В качестве одной из мер для стимулирования импортозамещения в этом сегменте эксперт предлагает субсидирование или частичное субсидирование органами государственной власти при осуществлении закупок из реестра российского радиоэлектронного оборудования.

Источник: https://telecomdaily.ru/news/2021/07/16/2021-y-god-regulirovaniya-cifrovoy-sredy?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D