«Умная больница» будущего: как она устроена

Развитие телемедицинских проектов подстегнуло развитие таких направлений, как e-health и m-health, направленных на дистанционный мониторинг состояния пациентов с различными хроническими заболеваниями при помощи разного рода носимых устройств, как специализированных, так и массовых.
Впрочем, в последнее время, как отмечается в докладе «Обзор систем удаленного мониторинга пациентов», подготовленного Evercare, предпочтение отдается специализированным устройствам. По мнению авторов доклада, это связано с тем, что у массовых устройств целый комплекс недостатков, среди которых большой риск утечки критичных данных, а также возможность отключения пользователем каналов передачи данных. Также значительная часть пациентов просто не имеет смартфонов и при этом не хочет их приобретать и осваивать. Серьезные сложности для разработчиков доставляет большое количество вариантов программных и аппаратных платформ, что осложняет разработку и отладку приложений.
Направление e-health/m-health активно развивалось и в доковидные времена, причем на деле доказало свою эффективность. Так, известно несколько случаев, когда «умные» часы фиксировали риск сердечного приступа у владельца и сигнализировали его лечащему врачу, что позволяло вовремя принять меры и избежать тяжелых последствий. Как напомнил в своем выступлении на конгрессе «ОргЗдрав 2021» старший директор по экономике здравоохранения и возмещению Abbott (Германия) Маркус Зиберт, затраты на современные технические средства поддержания здоровья окупаются в семикратном объеме.
По мнению авторов «Обзора систем удаленного мониторинга пациентов», заметное улучшение состояния здоровья можно добиться также у пациентов, которых страдают такими хроническими заболеваниями как бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), сахарный диабет, ожирение, целый ряд заболеваний почек. При этом затраты на оборудование относительно невелики (не превышают 35 тыс. руб), и они быстро окупаются. К примеру, у больных артериальной гипертензией количество госпитализацией снижалось вдвое, а тяжелые последствия (инфаркты, инсульты) наступали на 70% реже.
Серьезных успехов удалось добиться онкологам. Многие виды опухолей перестали считаться безусловно смертельными, а понятия «онколог» и «специалист по паллиативной помощи» утратили синонимию. «Традиционно дорогостоящая терапия онкологических заболеваний назначается всем пациентам, исходя из морфологического типа опухоли, однако, как минимум в 30% случаев, она бывает неэффективна. Персонифицированный подход, основанный на знании генетического паспорта опухоли, позволяет назначать действительно эффективное лечение, тем самым, продлевая жизни пациентов», – делится своим опытом д. м. н., проф., заведующий отделением опухолей головы и шеи клинического госпиталя «Мать и дитя» Али Мудунов.
По мнению руководителя глобального направления по здравоохранению Ernst&Young Global Health Аллохи МакБрайд, которое она высказала на конгрессе «ОргЗдрав 2021», в период пандемии в разных странах развивался «виртуальный стационар на дому»: «Уже во время пандемии эффективно применялись отдельные решения, основанные на цифровых технологиях: удаленный мониторинг пациентов благодаря применению мобильных (портативных) медицинских приборов; осуществлялись виртуальные визиты врачей, медицинских сестер и социальных работников; происходил триаж пациентов при принятии решения о необходимости госпитализации».
Уже сейчас в 15 российских регионах осуществляется дистанционный контроль больных артериальной гипертензией за счет средств ОМС. По мнению руководителя Ассоциации «НБМЗ» Бориса Зингермана, данный сегмент ждет большое будущее. При этом успешная работа таких сервисов немыслима без искусственного интеллекта, пусть и «слабого». Активную работу в данном направлении, как отметила Ольга Голодец, ведет и Сбер. И министр здравоохранения России Михаил Мурашко в своем приветственном слове участникам «ОргЗдрав 2021» назвал персонализированную медицину в числе основных приоритетов работы ведомства.
По мнению Али Мудунова, для работы искусственного интеллекта необходимо решить 4 задачи: «Накопление данных о результатах диагностики и лечения пациентов; хранение и анализ этих данных в цифровом формате; использование результатов анализа в принятии клинических решений и применение современной терапии, основанной на воздействии на определенные мишени в организме человека».
По оценке руководителя направления по регуляторным политикам в области данных реальной клинической практики Roche (Швейцария) Грейси Крейн, источником ценных медицинских данных могут быть не только истории болезни, но и счета медицинской помощи, показатели с индивидуальных портативных приборов, данные о здоровье человека со смартфонов и прочих устройств, которые могут собираться в реальном времени. Причем они могут применяться не только для лечения пациентов, но и, например, для корректировки инструкций по применению лекарственных препаратов.
«В будущем нас ждут «умные больницы», где большинство процессов автоматизировано и роботизировано; действуют предиктивная аналитика и чат-боты на основе искусственного интеллекта, для быстрого реагирования на запросы пациентов. С одной стороны, это позволит подойти к диагностике и лечению более персонифицировано, учитывая анализ множества индивидуальных параметров пациентов, с другой – объединить и связать между собой медицинские организации, участвующие в оказании медицинской помощи, что особенно важно для сельской местности и территорий с низкой плотностью проживания населения», – такой прогноз дает Аллоха МакБрайд.
Появляется практический запрос и со стороны ЛПУ. «Клиники стараются предлагать пациенту не отдельную услугу, а полноценный маркетплейс с набором опций и специальных предложений. Доступ к магазину продуктов клиники пациент получает в личном кабинете в мобильном приложении», – делится опытом внедрения разработок компании «Медлайнсофт» Ольга Лебедева.

Автор: Яков Шпунт, ComNews

Источник: https://www.comnews.ru/content/215964/2021-08-16/2021-w33/vyzovy-sovremennoy-cifrovoy-mediciny