Когда создавалась Ассоциация НБМЗ (в 2018 году), термин «искусственный интеллект в медицине» был прерогативой лишь небольших сообществ технооптимистов. Однако за эти годы контекст изменился в здравоохранении есть соответствующая инфраструктура, успешно проведены различные пилоты, идет тиражирование решений, создаются правовая база, нормы и стандарты. И вот 5 июня 2024 года на сессии ПМЭФ «Не вместо, а вместе: потенциал применения искусственного интеллекта в российском здравоохранении» модератор Ольга Кобякова уже настойчиво интересуется у каждого: а Вы лично готовы допустить ИИ к своему телу?
Константин Биджоев, главврач Мурманской городской поликлиники № 2, прямо говорит, что на горизонте 20 лет все офлайн-клиники и участковые терапевты отойдут в прошлое, в медицине будет господствовать искусственный интеллект. Конечно, далеко не все разделают такой подход. Глава офиса Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Батыр Бердыклычев заявил, что доверять сегодня искусственному интеллекту (ИИ) жизненно важные вопросы в области здравоохранения небезопасно и что ИИ не может проявлять эмпатию, сопережевание, эмоциональную поддержку.
Студенты-медики, которых специально опросили для сессии, считают, что ИИ никак нельзя использовать для прямого взаимодействия с пациентами («человека может понять только человек»). По итогам опроса практикующих врачей лишь один оказался готов к тому, чтобы его обследовал ИИ.
Но член Набсовета НБМЗ Александр Гусев, которого назвали амбассадором ИИ, отметил, что вопрос об эмпатии не актуален, если мы рассуждаем в парадигме «ИИ – помощник врача», а не в парадигме «ИИ – замена врача».
— Мы же не рассуждаем об эмпатии у автопилота, который управляет самолетом, на котором мы летим? – привел пример Александр. – А что касается так называемого сильного ИИ (не путать с генеративным ИИ!), то продолжаю настаивать на том, что мы не увидим его еще 50-60 лет.