«Искусственный интеллект — это помощник»: информационные технологии на службе у врачей

Участники московского эксперимента по применению компьютерного зрения в рентгенологии рассказали, как работают медицинские ИТ-сервисы и как они помогают в постановке диагнозов.
Будущее уже здесь! В столице на помощь врачам приходят современные технологии. Их задача — не заменить, а облегчить работу медиков. Это стало возможным благодаря московскому эксперименту по внедрению в систему городского здравоохранения технологий компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта (ИИ). Он реализуется комплексом социального развития Москвы, Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом здравоохранения города.
Интегрированные в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС) алгоритмы искусственного интеллекта анализируют несколько видов лучевых исследований — компьютерную томографию, рентгенодиагностику, маммографию и флюорографию. Это помогает максимально быстро поставить предварительный диагноз, экономя время на анализе изображений и подготовке заключений. Это особенно важно во время распространения COVID-19, когда количество исследований, особенно КТ легких, увеличилось в разы.
«В московском эксперименте участвовало более 20 компании. В ходе работы проанализировали 1,5 миллиона исследований. Эксперимент значительно ускорил автоматизацию анализа медицинских данных», — рассказал директор Центра диагностики и телемедицины Сергей Морозов. О том, как создают умные сервисы, зачем разработчикам это нужно и что могут цифровые помощники, — в материале mos.ru.

В московском эксперименте участвует несколько сервисов компьютерного зрения от члена Ассоциации «НБМЗ», компании Care Mentor AI (ООО “КэременторЭйАй”), два из них уже используют в городских больницах.
Первый — рентгенологический скрининг патологий органов грудной клетки — выявляет наличие социально значимых заболеваний: пневмонии, онкологии, туберкулеза. Схематически принцип работы компьютерного зрения выглядит так: исследование с диагностического устройства (рентген-аппарат в медицинской организации) в обезличенном виде попадает в сервис, который анализирует снимок, определяет локализацию патологии в случае ее наличия, ее вероятность и возвращает результат в единую систему. Весь процесс обработки изображения занимает около восьми секунд. Разумеется, у владельцев сервиса нет доступа к персональным данным пациентов, эта информация остается в лечебном учреждении.
Для наглядности на снимок наносятся цветовые маски: они обращают внимание рентгенолога даже на очень небольшие области патологических изменений. Человеческому глазу сложно различать градации серого цвета после нескольких часов активной работы, и цветовые маски помогают не пропустить патологию.


По схожему принципу работает сервис «КТ COVID-19», который определяет в том числе признаки новой коронавирусной инфекции и процент поражения легких по снимкам компьютерной томографии. За разработку этого сервиса компания получила премию Мэра Москвы «Новатор Москвы» в номинации «Искусственный интеллект и ИТ-технологии».

Искусственный интеллект анализирует обезличенные исследования компьютерной томографии и определяет процент поражения легких, в том числе по классификации КТ-0 — КТ-4, утвержденной Минздравом России.

Загрузка информации в систему, анализ и выгрузка результатов занимает в среднем две-три минуты, что с запасом удовлетворяет требованиям эксперимента 2020 года. Как и в случае с рентгенологическими исследованиями, сервис «KT COVID-19» накладывает цветовые маски на снимки на каждом срезе исследования. Врач сравнивает оригинальное исследование со снимком, обработанным искусственным интеллектом, и может использовать его результаты для медицинского заключения. При этом вся ответственность за принятое решение остается на враче-рентгенологе.

«Пациентам важно понимать, что искусственный интеллект — это помощник, а не замена врача. Его задача — помочь врачу не пропустить патологии, вовремя заметить отрицательную или положительную динамику, чтобы назначить максимально эффективное лечение. Работа над новым сервисом начинается с научных разработок. Компания консультируется с экспертами научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга. Разметку каждого исследования для обучения сервисов осуществляют минимум три эксперта с опытом работы не менее 10 лет в стационаре и поликлинике — это позволяет исключить ошибку в определении патологий», — рассказал генеральный директор ООО «КэременторЭйАй» Илья Плиско.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/84702073/?fbclid=IwAR1eBSwcztHS3srh-3dLAQ8TwSFnjxjnoM5TRmbabajsOJNCGHHz4k3c3do