Академик Петр Глыбочко: Искусственный интеллект не заменит хорошего врача, но становится незаменимым помощником

«Российская газета» опубликовала интервью с ректором Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова академиком Петром Глыбочко.

Петр Глыбочко: Если можно, начну с ответа на главный вопрос: искусственный интеллект никогда не заменит врача. Это новейшая технология, которая заявляет о себе во всем мире. И в медицине ИИ будет, точнее — уже становится помощником врача.

Во всем мире. Цифровые технологии, искусственный интеллект даже во время ковидной пандемии у всех на слуху. А вот с внедрением в практику цифры, интеллекта в частности, особого энтузиазма не наблюдается. Может, ошибаюсь? И уж лично к вам — ректору, врачу, академику — мое восприятие явно не относится. У вас поразительная жадность к этим технологиям, к их использованию.

Петр Глыбочко: Жадность? Лично моя? Разве тот же ковидный период не стал некой доказательной базой, что эти технологии сверхвостребованы, сверхнужны. Еще вчера мне задавали вопрос: зачем в Сеченовском создается Институт электронного медицинского образования? Это вчера. А сегодня ковидный период показал и доказал: когда студенты ушли на дистанционное обучение, такой институт необходим. Мы за счет этого института полностью закрыли тему дистанционной подготовки и переподготовки студентов и врачей в инфекционистов.

Искусственный интеллект позволяет создавать большие базы данных, которые завтра дадут возможность и легче, и точнее поставить диагноз, назначить персональное лечение, лекарственные препараты. Еще вчера, когда ковид только начинался, мы не знали, что назначать, как назначать, какие процессы в организме человека развиваются, что необходимо лечить. Благодаря же большим базам данных создаются новые схемы лечения, новые подходы к лечению. Искусственный интеллект — это реальное движение вперед в системе здравоохранения к высокому качеству оказания медицинской помощи.

По-вашему, высокое качество помощи ныне невозможно без цифры и искусственного интеллекта?

Петр Глыбочко: Коварная постановка вопроса. Можно приводить примеры и доводы из прошлого врачевания. У чеховского доктора Астрова был фонендоскоп и более, пожалуй, ничего. И он лечил. Он спасал. Хотя жалобы на качество помощи были и тогда.

Жалобы будут всегда! Человека никакая цифра не переделает. И в груди у нас во веки веков будет биться сердце и т.д. и т.п. Одному из старейших и мудрейших профессоров Сеченовки Абраму Львовичу Сыркину достаточно приложить ухо к спине пациента, чтобы диагностировать состояние легких. Среди нынешних выпускников такие специалисты есть? Или они не нужны?

Петр Глыбочко: Боюсь категоричности.

Так и я боюсь. Только без прошлого нет будущего…

Петр Глыбочко: Мы сегодня в рамках развития технологий на производстве, в лечебных учреждениях вышли на тот уровень, когда искусственный интеллект или та же машина подсказывает постановку диагнозов. Еще вчера, к примеру, мы радовались, что в лечебное учреждение пришел компьютерный томограф. Это было чудо! Сегодня — норма жизни. Вчера робот Da Vinci, где используется искусственный интеллект, был нечто из ряда вон. Сегодня — норма жизни. Сегодня уже есть робот-травматолог, который меняет стратегию врача.

Раньше операцию выполняли 3-4 хирурга, теперь с помощью робота — один. Теперь входит в практику биодизайн. Это очень амбициозное направление будет поддерживаться государством. И реально к 2025 году мы создадим Центр цифрового биодизайна и персонализированного здравоохранения. Отработаем цифровые двойники по таким заболеваниям, как рак легких, колоректальный рак, рак почки, гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца.

А зачем?

Петр Глыбочко: Для правильности лечения. Машина на расстоянии будет определять, будет прогнозировать и начало заболевания, и правильность лечения, и лекарственную эффективность, и исход лечения. Врачу станет легче в разы. Присмотритесь! Уже сегодня мы видим, что не нужен врач с высшим образованием, который придет и будет вам мерить артериальное давление. Не нужен будет специалист, который приходит и снимает ЭКГ. Все это уже сегодня можно делать на расстоянии. Это облегчает труд врача? Конечно! Облегчает пациенту жизнь? Безусловно!

Откуда родом ваша, Петр Витальевич, цифровая медграмотность?

Петр Глыбочко: Как нормальный врач, я учусь всю жизнь. А когда ты учишься всю жизнь, приходит осознание того, что нужно сегодня. Сегодня должны быть аспекты цифровой медицины, искусственного интеллекта. И в этом направлении надо двигаться, создавать. Это будет помогать лечению.

Если бы ковидная пандемия случилась, скажем, 15 лет назад, нам было бы труднее, потому что не было искусственного интеллекта?

Петр Глыбочко: Однозначно труднее! Мы довольно быстро выстроили систему помощи пациентам в ковидных госпиталях. Практически в течение года благодаря искусственному интеллекту, цифровым технологиям, отработаны схемы лечения, подходы в лечении и так далее.

Да здравствуют новые технологии! Но и — главное, на мой взгляд, — да здравствует врач. Не потому ли, несмотря ни на что, лидирующее место среди желающих получить высшее образование — медицинское. Какие-то профессии явно уходят.

Петр Глыбочко: Профессия врача не уйдет. И чем дальше, тем она больше будет востребована. У него сегодня больше возможностей. Раньше, например, у него был рентгеновский аппарат, сегодня — компьютерный томограф. А в ковид наши студенты, ординаторы, аспиранты работают врачами, медсестрами, медбратьями. А те, которые не могут работать, проходят практику в лечебных учреждениях. Такой возможности в доковидный период не было.

Да здравствует ковид?

Петр Глыбочко: Нет! Не да здравствует ковид. Но он еще раз убедил в важности практикоориентированности студентов и того, что цифра поможет созданию настоящей персонифицированной медицины. Некоторая база для этого есть. Те же компьютерные томографы есть в ковидных госпиталях. Есть база для того, чтобы протестировать на то или иное заболевание. Плюс лабораторное оборудование для постановок диагнозов, для определения показателей крови.

Многие сегодняшние сбои в медпомощи родом из так называемой оптимизации службы здоровья, из-за того что фактически, особенно в сельской местности, исчезла первичная помощь. А без нее не может быть речи о достойном качестве помощи. И тут опять же чрезвычайно важны новейшие технологии. Они помогли многим врачам стать инфекционистами. Более того, если в регионе нет возможности проконсультировать тяжелого пациента, то реально поможет созданный на нашей базе Федеральный дистанционный консультативный центр анестезиологии-реаниматологии для взрослых. Консультируем все регионы РФ и ближнее зарубежье, включая Казахстан, Узбекистан.

Полный текст интервью: https://rg.ru/2021/01/14/glybochko-iskusstvennyj-intellekt-stanovitsia-pomoshchnikom-vracha-no-nikogda-ego-ne-zamenit.html