28 января 2021 года вступает в силу разработанный Минэкономразвития закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций (от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ).
В разработке закона активное участие приняла Ассоциация «НБМЗ». Её руководитель Борис Зингерман считает, что регуляторные «песочницы» морально поддерживают предпринимателей. В частности, экспериментальные правовые зоны помогут оперативно регистрировать в Росздравнадзоре программное обеспечение для медицины.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1618 «О внесении изменения в пункт 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и полномочия, предусмотренные Федеральным законом «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», по вопросам экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, за исключением направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона.
Впервые у государства, научного и бизнес-сообщества появился системный механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин (прежде всего – инертность законодательства) использовать сегодня нельзя (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность).
В рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (ЭПР) Правительство может дать ограниченному числу компаний на определенной территории и на определенное время соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволят применять соответствующие технологии.
В Российской Федерации регуляторные «песочницы» возможны в нескольких сферах. В их числе медицина, транспорт, сельское хозяйство, финансовая деятельность, торговля, строительство, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, промышленность и иные направления.
На сегодняшний день регуляторные «песочницы» активно применяются в целом ряде стран: Австралии, Бахрейне, Великобритании, Индонезии, Канаде, Китае, Малайзии, ОАЭ, Сингапуре, США, Таиланде, Швейцарии.